Образование XXI века
Сегодня в России актуальны различные реформы образования. Министерство
старается и так, и эдак изменить школу, вводит новые экзамены,
преобразует школьные программы, вносит поправки в
организационно-правовую структуру, но почему-то получается не лучше, а
как всегда.
А может быть, нужно не столько проводить изменения
сценария экзаменов и формулировок законов, сколько усовершенствовать
саму форму обучения, не игнорируя при этом дух времени? Какие, например,
шаги можно предпринять, чтобы российское образование приблизилось к
идеалу?
№1. Предметы
Родители жалуются, что дети
перегружены. Школьники жалуются, что большинство из изучаемых предметов
им не нужны. Учителя жалуются, что у школьников нет интереса к их
предметам. Что можно сделать? Упразднить некоторые общеобразовательные
предметы, которые не несут пользы? Недавно спорила с выпускником одного
технического вуза о том, нужна ли физика в профильном гуманитарном
классе.
«Но что ты собираешься сказать своим детям, когда они
подойдут к тебе с просьбой помочь им решить задачу?» – его первый
аргумент был предсказуем. «Во-первых, вряд ли я смогу объяснить своим
детям даже закон тяготения, учитывая, как быстро забывается ненужная
информация, во-вторых, к тому моменту, как мои дети пойдут в школу,
программа у них будет совершенно другая, в-третьих, уже сегодня многие
родители, бывшие отличники, порой не могут справиться с задачками
третьеклассников».
«О'кей, но как же насчет всестороннего
развития?» – недоумевал он. «Честно, Википедия и пара фильмов BBC
рассказали мне о физике больше, чем 3 года изучения в школе. В школе
скучно и слишком много формул – есть более интересные альтернативы
познать жизнь». Последний аргумент был: «Но физика же приводит мозги в
порядок, объясняет окружающий мир». «Математика приводит, физика –
прикладная наука. Мир мне объясняет экономика, зачем мне физика?»
Так
можно было бы продолжать до бесконечности. Вся проблема в том, что
школьная программа даже в профильном классе напихана предметами, которые
нужны школьнику лишь по минимуму. Вместо той же физики в
социально-экономическом классе можно было бы ввести что-нибудь более
полезное. К примеру, дополнительные часы экономики или же новые
предметы, которые были бы актуальны сегодня. От школы XXI века требуется
научить ребенка работать с информацией, фильтровать ее, использовать
свое время разумно. А голову информацией и Википедия может забить.
№2. Индивидуальная работа с каждым учеником
Ученики
есть сильные, а есть слабые. Чаще всего слабые ученики «тянут» назад
сильных учеников, тем самым вторые не получают того, что могли бы в иных
обстоятельствах. В свою очередь, у слабых развиваются комплексы. Как
следствие – ни те, ни другие не могут полностью раскрыть свой потенциал.
Разгрузка
расписания, возможность самостоятельно выбирать предметы,
дифференциация по интересам и способностям могла бы оптимизировать
результаты как отдельных детей, и школы в целом.
№3. Правильно расставленные акценты
Сегодня
уроки в школе – это либо подготовка к ЕГЭ/ГИА, либо лекции. Головы
учеников пичкают фактами, которые в большинстве своем в жизни им совсем
не пригодятся. Либо же заставляют заучивать схемы и определения без
понимания сути, только для сдачи экзамена. Знание как таковое просто
ускользает. Ему не место в такой школе. И в итоге на выпуске мы получаем
попугайчиков, которые слышали звон, да не знают, где он. Сам процесс
обучения нуждается в реорганизации, нужно поставить акценты на
правильные, современные вещи.
Во-первых, необходима
исследовательская деятельность. Учителя должны задавать вопросы, а
ученики не просто находить информацию и скачивать рефераты из Интернета,
а создавать свой продукт познания. То есть вместо стандартных домашних
заданий и шаблонов ученикам лучше получать задания –
мини-исследовательские работы – и самим работать с источниками, собирать
и анализировать информацию, давать собственную оценку, учиться
правильно оформлять результаты исследований и взаимодействовать с
товарищами и учителями. Таким образом школа научит мыслить
самостоятельно, а не шаблонами.
Во-вторых, необходимо больше
презентаций и публичных выступлений. И презентации не должны
ограничиваться файлом PowerPoint для галочки, они должны быть
полноценной защитой определенного проекта перед публикой с вопросами от
аудитории. Это будет способствовать формированию коммуникативных навыков
учеников и прибавлять им уверенности в себе.
В-третьих, формами
проведения урока должны быть не лекция или натаскивание на тесты, а
диалоги, семинары, коллоквиумы. К сожалению, сегодня ученик имеет право
высказаться только в письменной работе. К тому же почти всегда это эссе,
которое нужно писать строго по шаблону, чтобы «натаскаться» на 100
баллов.
Это всего лишь минимум того, как стоило бы изменить школу
изнутри. Школы создавались в древности для того, чтобы распространять
знания, раскрывать таланты учеников, готовить их к взрослой жизни.
Сегодня же школа напоминает тюрьму для разума, которая даже у отличников
и олимпиадников ничего, кроме отвращения и фрустрации, не вызывает.
И
все это – следствие того, что игнорируется дух времени и пожелания тех,
кто непосредственно участвует в этом процессе. Очень хотелось бы лет
через 15–20 увидеть действительно Школу нового формата.
http://digest.subscribe.ru/business/education/n809734351.html
|